«Путешествие из недр Земли в атмосферу»: экспозиция в новом формате

В начале 2016 года в часовой башне Музейно-выставочного центра АО «Апатит» (г. Кировск, Мурманская область) открылась новая постоянная экспозиция «Путешествие из недр Земли в атмосферу», созданная нашей командой. Задачей научного, художественного и производственного проектирования экспозиции было превратить бывшую пожарную каланчу в стильное экспозиционное пространство с разноплановой подачей материала и информационно-ёмкими экспонатами.

Экспозиция «Путешествие из недр Земли в атмосферу» вполне может стать символом современного подхода к реализации музейно-образовательных программ.

Построение экспозиции обыгрывает вертикальное зонирование, продиктованное архитектурой здания: посетителям предлагается совершить познавательное путешествие от центра Земли к атмосфере. Каждый этаж башни посвящен отдельной геосфере, а сквозь все пролеты проходит геологическая шкала, демонстрирующая относительную глубину и температуру слоев Земли. Декоративное освещение – от теплых тонов к холодному – подчеркивает геотермический градиент земных недр.

Проекционные инсталляции в музейной башне зачастую являются не только самостоятельными объектами, но и частью общего художественно-смыслового замысла, когда интерактивные проекции и настенное оформление в экспозиции представляют собой единую композицию. Далее несколько примеров.

Управление мультимедийными экспонатами осуществляется централизовано: для включения/выключения оборудования, переключения языкового режима (экскурсионная программа доступна на русском и английском языках), запуска видеороликов, запуска аудиогида, экскурсоводу достаточно лишь нажать соответствующую кнопку на планшете.

На этаже гидросферы боковые проекции являются интерактивными и управляются посетителями с пульта, встроенного в настенный рисунок на центральной стене – подводную лодку. Роль приборов приборной панели нарисованной подводной лодки выполняют стилизованные круглые таблички с инфографическими данными о гидросфере.

Проекция «Рыбы водоемов Хибин» демонстрирует наиболее ярких представителей ихтиофауны региона, которые выплывают из глубин проекционного озера по велению посетителей. С помощью трехпозиционного переключателя проецируемый поток воды, вытекающий из нарисованной на стене трубы (проекция «Три состояния воды»), переводится в газообразное или замерзшее состояние.

Смоделированное извержение вулкана, сопровождающееся мощными звуковыми эффектами, уже само по себе производит впечатление. И всё же эмоциональный отклик зрителей можно усилить — предоставив возможность самостоятельно вызвать к жизни это грозное природное явление. Для запуска извержения вулкана на противоположной стене расположена кнопка, «вписанная» в авторскую настенную роспись «Поздняя тяжелая бомбардировка». Пока кнопка не нажата, на стену проецируется динамическая заставка: грозовое небо со вспышками молний над горами. После нажатия кнопки вулкан просыпается, исторгая столб дыма и потоки лавы.

Авторская настенная роспись не случайно выполнена в стиле супрематизм: предполагаемые события происходили столь давно, что размышления о них невольно побуждают освободиться от наследия предметного мира и представить основы мироздания в виде простейших форм.

В экспозиции отсутствуют так называемые готовые решения: для каждого экспоната разрабатывался индивидуальный дизайн, формирующий эстетическую целостность пространства.

Значительное место в оформлении и информационном насыщении экспозиции отводится интерьерной росписи. Во многих случаях настенная живопись является тематическим связующим звеном. Так, с помощью художественной росписи создан плавный переход от темы «Литосфера», заканчивающейся экспонатом «Фантазийная литосфера», к теме «Горные породы»: динозавры из иллюстрации к роману В.А. Обручева «Плутония» на следующей стене превращаются в окаменелости, символизирующие осадочные горные породы.

Особенности архитектуры здания диктовали использование плоскостных решений. Для экспозиции создано большое количество плоскостных экспонатов и экспликаций в виде световых коробов, табличек, объемных букв.

Как уже было отмечено, в ходе работы над проектом большое внимание уделялось идее сделать экскурсию «живой». Подъем к финальной точке путешествия насыщен игровыми элементами: посетители могут вызвать извержение вулкана, поуправлять движением тектонических плит и многое другое. Помимо очевидной развлекательной функции каждый интерактивный экспонат преследует образовательную цель и раскрывает те или иные аспекты рассматриваемой темы.

Большая часть интерактивных элементов реализована с использованием мультимедийных технологий. Однако за бортом не остались и простые игровые механики. Например, при входе посетителям выдаются фонарики для самостоятельной подсветки затемненных табличек с интересными фактами, встречающихся по ходу экскурсии.

Факты в цифрах

  • С открытием экспозиции посещаемость основного музея увеличилась на 15% (в январе этого года музей посетило 5630 человек)
  • В среднем в месяц башню посещает 1260 человек.
  • Экспозиция насчитывает 21 мультимедийный экспонат, из них 10 – интерактивные экспонаты.
  • Высота башни 25 метров (6 этажей и смотровая площадка). Размер лестничных пролетов составляет ≈ 3,6х4,4 м, размер тематических комната равен ≈ 1,7х4 м.

Примеры мультимедийных решений экспозиции

Напишите нам, если вы хотите получить презентацию проекта в формате PDF или задать вопрос.