Формирование музейного и экспозиционного пространства

Музей – это не только экспозиционный зал, особенно когда речь идет о музее, размещенном в отдельном здании. Организовывая музейное пространство, нужно учитывать основные, вспомогательные и обслуживающие помещения. Что касается самой экспозиции, то в ней желательны разноплановые экспонаты: музей не должен превращаться ни в хранилище наград и документов, ни в магазин видеотехники.

Ниже описаны составляющие, которым рекомендуется уделить особое внимание при формировании музейного и экспозиционного пространства.

Архитектура

Под архитектурой в данном случае понимается интерьерное пространство, особенности архитектурной формы помещений. На последовательность размещения тем экспозиции влияет возможность разместить экспонат в том или ином месте. Например, для размещения диорам и реконструкций больше подходят ниши, сводчатые потолки, площадки на разных уровнях, тупиковые уголки. Технические колонны по периметру зала могут стать основанием для макетов, декоративная лепка на потолке, которую нельзя сбивать, может помешать разместить аудиовизуальное оборудование в конкретном месте. При формировании музейного пространства необходимо прежде всего изучить его архитектурные особенности, а также обратить внимание на важность входной зоны, которая формирует установку на восприятие экспозиции.

Дизайн

Дизайн внутреннего пространства настраивает посетителя на нужную волну, создает атмосферу, содействует раскрытию содержания экспозиции. С помощью формы и цвета можно связать тематические разделы экспозиции или противопоставить их. Цвета и формы элементов интерьера влияют не только на эстетическое, но и на ассоциативное восприятие. Например, темные тона (черный, серый цвет) могут вызвать мрачное настроение, зеленый апеллирует к природе и экологии, острые углы символизируют напряженность, округлые формы расслабляют и т.п. К слову, если в экспозиции планируются проекционные инсталляции, соответствующие площади необходимо окрасить в светлый, лучше белый цвет. Не стоит забывать, что дизайн – это еще и работа с освещением, с общим и направленным светом.

Коллекционные экспонаты, раритеты

Раритетные, ценные экспонаты всегда обогащают экспозицию и нередко становятся ключевыми в экспозиционном зале. В музейном фонде компании с вековыми традициями обязательно найдутся такие экспонаты. Но молодым предприятиям, скорее всего, придется либо закупать дорогостоящий экспонат, имеющий отношение к теме экспозиции, на аукционе, либо обходится без него.

Оригинальные экспонаты и материалы

Экспозиция музея предприятия – это рассказ о достижениях компании и развитии отрасли. Поэтому фрагменты оборудования, инструменты, чертежи, документы и другие оригинальные экспонаты всегда будут уместны в экспозиционном зале. Однако не нужно выставлять в музее всё, что есть в фондах. Если у вас много однотипных экспонатов – выберите один оригинальный, а остальные выставите в оцифрованном виде. Если много интересных материалов, которые не встраиваются в тему экспозиции или просто не умещаются в отведенном пространстве – предусмотрите зал для временных выставок.

Арт-объекты

Чтобы посетители не утомлялись осмотром экспозиции, рекомендуется чередовать зоны активного восприятия (рецепции) и зоны релаксации. При этом зоной релаксации может стать как уголок с удобными диванами, так и экспонат, не несущий серьёзной смысловой нагрузки. В корпоративном музее роль подобного экспоната может сыграть арт-объект, созданный с применением мультимедийных технологий.

Интерактивные экспонаты

Возможность не только посмотреть, но и потрогать глобально увеличивает заинтересованность посетителей, настраивает их на активное восприятие информации. Несущая элемент игры, интерактивность, тем не менее, не всегда подразумевает игровой контент экспоната. Обучающие материалы и сложные для восприятия сведения, облеченные в интерактивный формат, вызовут живой интерес посетителей и, главное, будут осмыслены аудиторией музея.
Сегодня под интерактивными экспонатами часто подразумеваются экспонаты, созданные на базе мультимедийных технологий. И это неспроста: современные аудиовизуальные средства и технологии управления контентом позволяют создавать самые разные интерактивные пространства для взаимодействия с посетителями музея.

Мультимедийные экспонаты

Мультимедийный экспонат — это то, чем становится мультимедийное оборудование, попав в экспозицию музея. Таким определением мы хотим подчеркнуть, что рассматривать мультимедийные технологии и современное музейное оборудование нужно неотрывно от характера экспоната и имиджевой или функциональной целесообразности его использования. Так, мультимедийный экспонат не всегда требует интерактивности. Иногда его основное назначение – придать динамику экспозиции и поддержать имидж высокотехнологичной компании.

В отличие от художественных музеев или исторических музеев, посвященных конкретному периоду, в корпоративном музее не может не быть экспозиции по современности. А она всегда несет пропагандистские функции, всегда направлена на демонстрацию самых передовых технологий, она словно приоткрывает завесу – что же будет завтра. Мультимедийные экспонаты – идеальное средство реализации этой функции.

Примеры